Фрагменты автобиографий Юрия Александровича Шапорина, написанные от третьего лица.

 

Шапорин Юрий Александрович родился 8 ноября 1887 года (нов. ст.) в городе Глухове Черниговской губернии. Его отец внебрачный сын помещика и крепостной, получивший образование в Московском Строгановском училище живописи и ваяния. Он умер в молодых годах и не успел вполне раскрыть свои несомненные художественные способности. Мать Шапорина из дворянского рода Туманских (племянница поэта Василия Туманского) училась у известного пианиста Николая Рубинштейна, а по смерти его у Н.Д. Зверева (в одно время с С. Рохманиновым). Знаменитый Антон Рубинштейн, которому старший брат Николай, показывая свою ученицу после искренних комплиментов ее исполнению сказал: «Впрочем, выйдет замуж и все пойдет прахом». Предсказание А. Рубинштейна, увы, если «не вполне, то в значительной мере оправдалось». Впрочем, если правильно то, что лучше быть первым в деревне, чем последним в городе, то в Глухове мать Шапорина была лучшей пианисткой. Первые музыкальные впечатления Шапорин получил в своей семье с одной стороны от матери, которая часто играла любимых ею Шопена, Шумана и Листа, с другой от отца, в совершенстве знавшего русскую народную песню и очень недурно исполнявшего русские песни под собственный аккомпанемент на гитаре.

 

От отца мальчик унаследовал большие способности к рисованию. Сначала он даже хотел стать художником. Композитор вспоминает, как, будучи еще ребенком, он задумал воспроизвести акварелью игру теней на снежном поле. «Я встал перед окном, приготовил бумагу, краски, зарисовал зимний пейзаж, начал наносить краски. Но как ни старался, я никак не мог уловить тончайшие переходы сиреневых, голубых, серых и розовых тонов на снегу. Подошел отец, взял у меня палитру и как-то просто и легко у него все сразу получилось. Заметив мое призвание, отец стал заниматься со мной рисованием, приучал к чувству света, тени, пространства. К сожалению, занятия живописью прекратились уже в первые же гимназические годы. Учитель рисования Поликарп Родионович Райлян своим пристрастным и недобрым отношением ко мне раз и навсегда отбил всякую охоту заниматься живописью.»

 

Попытки матери Шапорина учить его игре на рояле не увенчались успехом, у матери для этого не было нужного опыта и выдержки, у сына усидчивости. Поэтому, когда директор Глуховской гимназии М.Ф. Лазаренко в одно прекрасное утро сказал Шапорину: «Юра, с завтрашнего дня ты будешь играть на виолончели», то эта весть была воспринята со вздохом облегчения не только матерью учительницей, но и ее сыном учеником. Шапорин действительно на следующий день уже «играл» на виолончели. Его посадили за виолончельный пульт гимназического оркестра, дали в руки ¾ виолончель, причем капельмейстер оркестра М. Волович тут же объяснил, что нота фа малой октавы берется на виолончели вторым пальцем на струне ре, нота си бемоль большой октавы вторым пальцем на струне соль. Последовательность этих нот в определенном метре и начальные большие это первые ноты гимна «Боже, царя храни…».

 

Первые наставления и сведения о виолончели Юрий получил у глуховского любителя музыки Николая Ивановича Казачка, который, заметив способности мальчика, подарил ему виолончель. После недолгого обучения у него мальчик продолжил свои занятия у глуховского помещика Лукинича, хорошего музыканта, окончившего Пражскую консерваторию и бывшего ее лауреатом. Не последнюю роль в том, что Юрий стал учиться на виолончели, сиграл отец его крестной матери – помещик Иван Федорович Александрович. Страстный любитель музыки, владелец великолепного инструмента (у него была виолончель Амати), он целые дни проводил за игрой на виолончели соло или под аккомпанемент своей дочери Надежды Ивановны. «Помню, – рассказывает Шапорин, - как Иван Федорович, в имении которого сохранились еще остатки крепостнического быта, придумал способ, чтобы ничто не отвлекало его от любимого занятия. К стене, где стояло кресло, на котором он занимался, припаяли длинную трубку; ее зажигал казачок, и помещик мог курить, не отрываясь от игры на виолончели». Иван Федорович обещал маленькому Шапорину, если он научится хорошо играть, подарить свой замечательный инструмент. Естественно, такая перспектива для юного музыканта была очень соблазнительной и он ревностно занимался. В конце 1898 года, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, он поступил в приготовительный класс глуховской мужской гимназии. Наряду с общеобразовательными предметами Юрий продолжает заниматься музыкой. Более того, он пробует свои силы в композиции, сочиняет пьесы для виолончели, которые особенно любит играть под аккомпанемент матери. В тринадцать лет Шапорин становиться автором «Романса без слов» (для фортепиано).

 

В гимназии Шапорин пел в хоре, светском и церковном, а начиная с 5-го класса управлял левым (по церковной терминологии левым хором назывался хор, занимающий место по левую сторону, считая от входа в церковь. Он играет второстепенную роль) хором в церкви, играл в балалаечном оркестре, а т.к. двоюродный брат Шапорина, решительно не обладавший слухом, вздумал тем не менее учиться игре на кларнете, то для уловления фальшивых нот, издаваемых его братцем, Шапорин самоучкой выучился играть на кларнете.

 

Будучи учеником глуховской гимназии, Шапорин не обнаружил особенных склонностей к каким-либо предметам, кроме русского языка и словесности, чем был обязан учителю – Александру Никифоровичу Малинке. Человек весьма образованный и начитанный, Малинка в свое время окончил Нежинский лицей и был известен составленным и изданным им сборником малороссийских пословиц. Именно А.Н. Малинка пробудил в юноше любовь к книгам, литературе и поэзии. По остальным предметам Шапорин был средним учеником. Зато к музыке он тянулся всем своим существом. Занимался на виолончели, управлял левым (клиросным) хором в церкви, участвовал в гимназическом хоровом кружке, играл в гимназическом симфоническом оркестре. В одном из старших классов начинающий композитор написал для этого оркестра «Концертный вальс», в котором пытался даже отойти от традиционных представлений и найти самостоятельное, более свободное решение: он отказался от принятого восьмитактного, квадратного строения фраз и прибег к более свободному, семикратному. Эти «новшества» вызвали недовольство дирижера и оркестрантов. Прослушав сочинение, дирижер с раздражением заметил: «Можете назвать это, если хотите, «чертом», ну уж никак не «вальсом»». И все же «Концертный вальс» не раз был исполнен симфоническим оркестром. Большое влияние на формирование молодого музыканта оказывала вся атмосфера, царившая в родительском доме. У Шапориных часто собирались местные музыканты, семью часто посещали гастролировавшие в Глухове известные украинские артисты. «В детские годы я помню М. Заньковецкую, замечательную, талантливую артистку, обладательницу прекрасного голоса. Она часто пела у нас, и я или мать ей аккомпанировали. В те годы в нашем доме я встречался с известными украинскими артистами Садовским, Саксаганским и другими…» Все эти встречи и общение с музыкально-артистической средой сыграли большую роль в увлечении молодого Шапорина вокальным искусством. Одно время он даже мечтал стать оперным певцом. Огромное значение в приобщении Шапорина к искусству имели его поездки (в последние три года пребывания в гимназии) в каникулярное время (на рождество, пасху и масленицу) в Киев. Там он обычно останавливался у друга своих родителей, преподавателя киевской гимназии, большого любителя музыки и певца Семенцова, взявшего на себя руководство музыкальным воспитанием юноши. Первое впечатление от профессионального симфонического оркестра Юрий получил именно в Киеве на одном из оперных спектаклей. За несколько своих каникулярных поездок юноша прослушал почти все спектакли Киевского оперного театра. «Услышав в первый раз «Князя Игоря», я ходил как зачарованный, - вспоминает Юрий Александрович. – Я был совершенно ошеломлен величием музыки Бородина. После спектакля я тут же купил клавир и играл, играл его без конца… И может быть то обстоятельство, что именно эпическая опера Бородина была первым, столь прочувствованным мною произведением, оставившим огромный художественный след в моем сознании, - в дальнейшем и направление и склад моих мыслей были обращены именно в сторону эпического начала в искусстве, столь очевидно проявившегося затем в моих ранних романсах, кантате и ораториях…» Под этим впечатлением Шапорин возвращался из Киева в Глухов, полный решимости посвятить себя целиком искусству, музыке. Он усердно занимался на виолончели, с увлечением играл в гимназическом оркестре и… в последнюю очередь занимался науками. Аттестат зрелости, полученный им 5 июня 1906 г., гласит: «…за время обучения Г. Шапорина в глуховской гимназии поведение его вообще было отличное, исправность в посещении и приготовлении уроков, а также в исполнении письменных работ достаточная, прилежание достаточное и любознательность достаточная», но из двенадцати предметов, вошедших в аттестат, десять было сдано на три и лишь два (русский язык и словесность и логика) на четыре. Окончив глуховскую гимназию, Шапорин оставил родной город, чтобы продолжить свое образование в Москве. Он рассчитывал, что там можно будет заниматься не только в университете, но и в консерватории.

 

Кончив гимназию он решил попытать счастье на композиторском пути. Основанием для этого молодой человек считал свои сочинительские опыты в виде пьес под разными названиями для виолончели и очень большое количество романсов, которые он в те годы без труда и без контроля производил на свет. Однако, и мать и отчим будущего композитора, разрешили ему специализироваться в области изучения композиции не иначе, как под условием одновременного прохождения курса в Университете. Только в зрелые свои годы Шапорин оценил эту проницательную заботу своих близких об общем его образовании и всегда хранил в душе своей светлую о них память и бесконечную благодарность.

 

Для подготовки к поступлению в университет молодой человек отправился летом к своей тетке, в Полтавскую губернию, в Золотоношский уезд, где с большим увлечением слушал и буквально упивался красотой украинских народных песен. Он записывал их и затем составил целый сборник. К сожалению, сборник этот погиб в Мелитополе в годы гражданской войны вместе со всем семейным архивом Шапориных.

 

Попытка устроиться в Московский Университет не увенчалась успехом, и Шапорин направился в Киев, где в 1906 году поступил на филологический факультет Университета. Несколько позже по совету известного украинского композитора Н.В. Лысенко, ознакомившегося с сочинительскими опытами Ш., последний стал заниматься у Л-ко, начав с азов. Ах, эти азы!

 

 

 

Российский Государственный Архив литературы и искусства: ф. 2642 оп.1 д.555

С. Левит "Юрий Александрович Шапорин. Очерк жизни и творчества"