|
Астряб Матвей Григорьевич
Учитель древних языков. Преподавал в Глуховской мужской прогимназии в 1874 году.
Статский советник. Родился 1 августа 1843 года в карпатском сел Высова. В 1859 году поступил в городское училище города Горлицы. В 1862 году окончил четыре класса этого училища и поступил в первый класс немецкой гимназии в городе Перемышле, где пробыл до 1866 года. Затем пешком отправился в Киев, где встретил сочувствие директора 1-й гимназии А.Ф. Андрияшева и был принят в 5-й класс. В 1869 году Матвей окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Университета Св. Владимира, который окончил со степенью кандидата в 1873 году.
В этом же году Астряб был назначен исполняющим должность преподавателя русского и латинского языков все в ту же 1-ю гимназию, с которой начинал свой путь в Киеве. Однако, уже в 1874 году Матвей Григорьевич был перемещен на вакантную должность учителя латинского языка в Глуховскую мужскую прогимназию. В то время многих «провинившихся» преподавателей, в том числе и из 1-й Киевской гимназии, направляли в Глухов к директору Лазаренко, славящемуся своей строгостью и дисциплиной, для «перевоспитания». Присланные учителя просто не выдерживали таких взаимоотношений и при первой возможности сбегали от Лазаренко. По каким причинам Матвей Григорьевич не задержался в Глухове точно не известно. В том же 1874 году по распоряжению Господина Попечителя Кавказского Учебного Округа Астряб был перемещен учителем латинского языка в Кутаисскую гимназию.
В первые годы службы в Кутаиси Матвей Григорьевич познакомился с дочкой штабс-ротмистра Аркадия Осиповича Голеновского, Елизаветой. Через некоторое время они поженились. В 1877 году Елизавета Аркадьевна Астряб была членом-соревнователем Кутаисского Общества попечения о больных и раненых воинах, по подписным листам Кутаисского Дамского Кружка жертвовала средства в пользу славян Балканского полуострова. Часть времени она проводила в имении родителей в деревне Высокий Горб Лубенского уезда Полтавской губернии, где родились некоторые из детей семьи Астряб.
1 июля 1880 года Матвей Григорьевич был переведен на должность учителя греческого языка в Кубанскую войсковую гимназию в город Екатеринодар. По должности учителя древних языков Астряб давал в среднем по 24 урока в неделю, а также состоял в гимназии классным наставником. Вот так Матвей Григорьевич запомнился одному из его воспитанников той поры: «Астряб был человек добрый, но слишком мягкий, со слабым характером, хотя и не лишенный житейской хитрости. Небольшого роста, с лысиной, в очках, старался дать знания, знакомил, хотя и не особо мастерски, с красотами классицизма, но все его старания разбивались об озорство, не любовь к предмету и его полное неумение поддержать порядок в классе». В Кубанской войсковой гимназии в Екатеринодаре Астряб прослужил до 1893 года, выслужил положенный срок для получения пенсии и ушел на заслуженный отдых.
К тому времени жена его получила в наследство от своей родной тетки около двухсот десятин земли с усадьбой в деревне Высокий Горб. Семья, состоявшая из двух дочерей и четырех сыновей, из коих одна только старшая дочь к тому времени окончила образование, а все остальные дети еще учились, переехала туда и начала жить собственным хозяйством. Но не имея ни знаний, ни опыта, да, вероятно, и надлежащих средств на обзаведение инвентарем, скоро «вылетела в трубу». Вдобавок к этому, жена Матвея Григорьевича и дети по своим запросам равнялись на живших по соседству своих богатых родственников Боярских. Это было уже совсем не под силу их материальному положению. В итоге, Матвей Григорьевич бросил свое хозяйство и снова поступил на службу. Сначала воспитателем в полтавский пансион-приют, а затем учителем в открывшуюся тогда 2-ю, так называемую дворянскую, гимназию в Полтаве. В ней Астряб прослужил до 1910 года. За это время он увлекся историей Украины, в частности Лубенщины, много ездил по приходам, собирал старые документы. Один из его соседей так вспоминал о Матвее Григорьевиче: «Это была чрезвычайно милая и симпатичная личность — мягкий, добрый, деликатный и благодушнейший человек. Наружность его была чрезвычайно интересная: белый как лунь, с длинными волосами и небольшой бородкой, среднего роста, худощавый, в очках, ему было в то время лет шестьдесят, и в то же время— на лице ни одной морщинки и румянец во всю щеку».
Живя в Полтаве, Астряб начал работать в Полтавской Ученой Архивной Комиссии и стал ее действительным членом. В 1905—1917 годах опубликовал в «Трудах Полтавской ученой Архивной комиссии» 10 работ по истории Полтавщины XVIII—XIX веков. Среди них: «Земли церквей Лубенского Духовного правления в 1787 году», «Население Малороссии по ревизии 1729—1764 гг.», «Старая Полтавщина и столетняя тяжба Марковичей со Свечками и Пасютами (1720—1827 гг.)», «Столетие Лубенского высшего учебного училища (1814—1914 гг.)», «Процессы Андрея Марковича», «Старшина Лубенского полка в 1777 году», «Войсковая и городовая старшина в малороссийских полках в 1725 году», «Лубенский монастырь», «Столетие Лубенского высшего начального училища». Кроме этого, Матвей Григорьевич активно помогал своему другу В.Л. Модзалевскому при составлении «Малороссийского Родословника».
В 1917-1923 годах Астряб очень много работал. В 1917 году Матвей Григорьевич писал: "Войны материальное оскуднение вышибло перья из рук этих тружеников (членов Полтавской ученой архивной комиссии). А я все строчу, хотя и без надежды свои строки отдать на типографический станок…". А в 1920 году в письме Модзалевскому он писал: "2,5 года просидел я над разбором старых документов, хранящихся в полтавском губернском музее им. Е. Н. Скаржинской, передавшей туда много документов старых, касающихся старой Лубенщины на смешанных языках: немецком, французском, польском, латинском, древнеукраинском и др… Для себя я только составил краткое описание "Служение обществу Райзеров". Разбирая и упорядочивая упомянутые материалы, Матвей Григорьевич собрал материалы про Райзеров и поместил их в своей статье «Общественные заслуги Райзеров». Кроме этой работы им были подготовлены к печати следующие статьи: «Исторический очерк Лубенского городского общественного банка (1866-1916 гг.)», «Ревизия мастностей Лубенского полка 1726-1730 гг.», «Малороссийский Лубенский полк», «История города Лубен». Ни одна из этих работ не была опубликована. «Общественные заслуги Райзеров» и «Малороссийский Лубенский полк» Астряб в 1923 году отправил для публикации в Российскую академию наук в Ленинград. Сейчас эти рукописи хранятся в архивах Санкт-Петербурга: первая – в Институте русской литературы, а вторая – в архиве Российской академии наук. Начиная с 1921 года, Матвей Григорьевич Астряб заведовал Лубенским архивом. Возможно, рукописи оставшихся трех работ хранились в этом архиве и погибли в 1941 году вместе с большей частью фондов архива.
Умер Матвей Григорьевич Астряб глубоким стариком в Лубнах, 18 января 1925 года, в доме своей младшей дочери, уже после 1917 года вышедшей замуж за какого-то агронома.
|