ФОТО НЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорошенко Яков Петрович

 

Родился в 20 марта 1886 года в селе Баничи Глуховского уезда в семье дворянина, действительного статского советника доктора Петра Яковлевича Дорошенко и его супруги Марии Парменовны, урожденной Маркович. Отец мальчика был уважаемым человеком. Он давно отошел от врачебной практики и занимал различные общественные должности: являлся директором Черниговского дворянского пансион-приюта и почетным членом Глуховского Уездного отделения Епархиального Училищного Совета, был членом попечительского совета Глуховской гимназии и председателем комиссии "Собрания предметов местной старины и искусства" в Глухове. Яков обучался 8 лет в Глуховской гимназии и окончил её 5 июня 1904 года с Аттестатом зрелости № 462. В связи с тем, что в Москве в Училище Ордена Св. Екатерины воспитывалась  сестра Якова, Елизавета, отец настоял на поступлении сына в одно из учебных заведений Москвы. Был выбран Московский Императорский Университет, на физико-математический факультет которого Яков и был зачислен с осени 1904 года. Но учеба в Москве не клеилась. Яков проучился в Университете два семестра - осенний 1904 года и весенний 1905 года, но испытаний не сдал. Потом вновь прошел эту же программу в следующем году. В августе 1906 года, будучи студентом Московского Университета, юноша подвергся конкурсным испытаниям  в Киевский политехнический Институт Императора Александра II, но получив общий бал 14,5, не был принят в институт по первому конкурсу. Желание перевестись в Киевский политехнический Институт было столь велико, что Яков настоял на своем зачислении туда вне отделения. В 1907 году Дорошенко выдержал новые конкурсные испытания и был зачислен на химическое отделение Киевского Политеха, студентом которого состоял до 1916 года.

 

Первая Мировая война и революция стали трагедией для этой семьи. Яков Петрович был призван в армию и вскоре погиб на войне. Его отцу, Петру Яковлевичу Дорошенко, состоявшему к началу революции директором пансион-приюта для детей черниговских дворян, удалось спастись от натиска большевиков уехав из Чернигова. Петр Яковлевич примкнул к П. П. Скоропадскому, с которым издавна находился в дружеских отношениях как с глуховским земляком и соседом. Соединяло их еще то сознание, что оба были представителями старых «гетманских» родов. В промежуток «гетманшафта» Петр Яковлевич занимал в министерстве просвещения должность управляющего отделом музеев и художественных собраний и пытался привести в известность и спасти от гибели имевшиеся в Малороссии коллекции предметов старины и искусства.

 

Чересчур быстро промелькнул «гетманшафт», чтобы Петру Яковлевичу удалось сделать в этом направлении что-либо заметное, но связь с гетманским режимом была поставлена ему в тяжкую вину украинскими социалистами и большевиками. Он чувствовал себя обреченным. С падением «гетманшафта» пришлось как-нибудь спасаться, и Петр Яковлевич приютился в Одессе, где его никто не знал. Там он жил более или менее спокойно, пока продолжалась французская оккупация. Когда французы покинули Одессу, Петру Яковлевичу не посчастливилось уехать за границу. Началась тяжкая пытка укрывания себя от «чрезвычайки», которая тем временем объявила «красный террор». Во главе свирепой одесской «чеки» стоял известный палач — грузин Гимишвшш, или Саджая, по кличке Каменченко, который за три месяца, от конца французской оккупации до прихода деникинцев, успел истребить не менее 3000 душ интеллигенции. В число жертв попал П. Я. Дорошенко и был в 1918 году расстрелян в гараже «чеки».