Кукловский Борис Пертович


Родился 23 июля 1895 года в селе Алтыновка Кролевецкого уезда Черниговской губернии и 8 августа был крещен в Преображенской церкви этого села. Отец, коллежский ассесор Кукловский Петр Платонович, в это время состоял на должности пристава 1 стана Кролевецкого уезда, а мать, Ксения Андреевна, занималась воспитанием  9 детей. В 1900 году отец был переведен на должность пристава 2 стана Глуховского уезда, и семья переехала в Глухов, где приобрела усадьбу с домом на Киево-Московской улице.


19 августа 1905 года Борис поступил в Глуховскую мужскую гимназию, в которой к тому времени уже учились его братья Иван и Александр, и 29 апреля 1915 года окончил её полный восьмиклассный курс с аттестатом зрелости №413. В этом же году Борис поступает на юридический факультет Московского Императорского Университета. После первого года обучения, Глуховское по воинской повинности присутствие по какой-то причине не дало Борису отсрочки от службы по призыву для завершения образования, и 31 августа он был уволен из Университета, как не предоставивший сведений о воинской повинности.


В 1916 году Борис Кукловский попадает в 3-тью Петергофскую школу прапорщиков, которая являлась эталоном организации обучения военному делу и готовила прапорщиков пехоты.  Будучи юнкером 2-ой роты 3-его взвода этой школы Борис принимал участие в обороне Зимнего дворца, затем в составе Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России в роте лейб-гвардии Московского полка выступал на стороне белых войск. Во время гражданской войны чины лейб-гвардии Московского полка по одиночке  пробирались на юг России, где формировались антибольшевицкие силы  и самоотверженно вступали в борьбу.  По мере накопления Московцев сформировался сначала Московский взвод, который разворачивался в роту, а затем дошел и до целого батальона в составе 2-го Сводно-Гвардейского полка. Здесь работа представителей полка протекала всё время в боевой обстановке, причем все чины полка проявляли безграничную доблесть и многие из них нашли смерть на полях сражений. Наиболее яркими боями, в которых участвовали части полка, были бои под Армавиром, Таганрогом, Киевом, Черниговом, Полтавой, Черкассами и др.


В январе 1920 года батальон полка в составе Сводно-Гвардейской пехотной дивизии отходит вдоль Днестра к линии Польского фронта, почти всё время с боями, а затем интернируется в Польшу. В октябре того же года остатки батальона были перевезены в Крым, и вновь приняли участие в боях, защищая последний кусок земли русской.  Борис Кукловский командовал одной из рот этого батальона до самой эвакуации Крыма.


10 ноября 1920 года началась эвакуация Крыма, которой завершилось отступление Русской Армии. В течение 3 дней на 126 судов были погружены войска и семьи офицеров. Общее количество добровольных изгнанников составило 150 тысяч человек.  Чины батальона Московцев оказались разбросанными по разным судам и только не большая их часть, сведенная в один взвод под командованием капитана Кукловского, оказалась высажена на греческий полуостров Галлиполи в составе Сводно-Гвардейского батальона. В Галлиполи армия разместилась в старых бараках, которые стали слабым убежищем в зимний период. В этих условиях начались болезни, за первые месяцы умерло около 250 человек. Это было одним из самых тяжелых испытаний Белой армии. За первые пол года было сделано главное - потерпевшая поражение армия продолжала верить в свою правду и правоту. Благодаря волевой и энергичной деятельности генерала А.П. Кутепова разгромленная и фактически интернированная армия ожила. С 21 января 1921 года в полках начались регулярные занятия, а выправка и внешний вид частей постепенно принимали традиционный вид. Многочисленных гостей, включая представителей французского командования, поражали периодические парады, рассеивавшие ложные представления о разложении армии. С января–февраля в Галлиполи функционировали шесть военных училищ, в которых к 1 октября числилось 1482 юнкера, гимнастическо-фехтовальная школа, художественные и театральные студии, библиотека, разнообразные мастерские, гимназия, 7 храмов и даже детский сад.


Первый массовый отъезд из Галлиполи был спровоцирован французами, через голову русского командования предложившими желающим выехать на работу в славянские страны и предоставившими для этого пароходы. В мае 1921 г. уехало около трех тысяч человек.


Русское командование, вынуждаемое французами и подгоняемое угрозой второй раз зимовать в Галлиполи, ускорило переезд всех оставшихся в Сербию и Болгарию, согласившихся принять части корпуса. В августе 1921 г. уехали кавалеристы и первый эшелон пехоты. Так Борис Кукловский оказался в Болгарии.


9 октября 1921 года все Московцы, оказавшиеся за рубежом России, образовали Общество офицеров Лейб-Гвардии Московского полка. Борис Кукловских был его неизменным членом на протяжении многих лет эмиграции. Деятельность этого общества заключалась в розыске и восстановлении связи со всеми Московцами, разбросанными по всему миру, во взаимной поддержке и помощи, в сохранении славных традиций полка, в собирании исторических материалов и предметов, относящихся к жизни полка, а так же в посильной работе в пользу России.


В 1936 году, уже живя в Париже, Борис Кукловский в качестве одного из соавторов принимает участи в издании книги, посвященной 125-летнему юбилею Лейб-Гвардии Московского полка, а так же ведет активную общественную деятельность. Кукловский становится членом приходского совета храма Серафима Саровского в Париже, в 1952 году членом родительского комитета Русской гимназии в Париже, а с 1958 года его председателем. В 1950-1953 годах является членом ревизионной комиссии Объединения лейб-гвардии Московского полка, а с 1953 года казначеем Объединения. Член правления Общества ревнителей русской военной старины (с 1956 года). Председатель ревизионной комиссии Общества помощи детям русских эмигрантов во Франции. Сотрудничал в «Бюллетене Объединения лейб-гвардии Московского полка».


Супруга Б.П. Кукловского, Валерия Владимировна, урожденная де Витт, на протяжении всех лет эмиграции находилась рука об руку с мужем и тоже активно занималась общественной деятельностью. Сын, Кукловский Георгий (Юрий) Борисович, родившийся уже в Париже в 1935 году, стал педагогом, деятелем русской культуры и спорта во Франции.


Борис Петрович Кукловский скончался 10 октября 1965 года в Париже, похоронен вместе с супругой на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

.